Как русских только не называли на протяжении всей истории. Страны, с которыми Россия соперничала или соперничает, то и дело поливают грязью русский народ, застав-ляют весь мир поверить в то, что в России живут бородатые алкаши и просто недалёкие люди, по улицам бродят медведи с балалайками, водка в кране вместо воды. Иногда доходит до того, что другие народы обвиняют нас в «ущербности русской души». Если бы это было так, то не была бы Россия самой большой страной в мире, не обладала бы такими колоссальными природными и человеческими ресурсами, не представляла бы собой такой силы на мировой арене, к которой следует прислушиваться.
Что такое пропаганда, всем известно. Современные политтехнологи и прочие креативщики давно научились делать «белое» из «чёрного», и наоборот. Один из самых доступных лингвистических инструментов влияния – национальные прозвища, которые образуют целый концепт. Его применяют для манипуляции сознанием масс. Когда мы слышим слово «жид», то представляем себе типичного еврейского торговца, который за деньги готов родную мать продать. Говоря о «хохле», скорее всего, в голову придёт один образ – типичный украинец с хохлом в какой-нибудь вышиванке, который любит сало и горилку. Эти концепты сильно укоренились в сознании каждого из нас, и их просто пробудить, если потребуется.
У украинцев в ходу два основных прозвища, применяемых к руссим: москаль и кацап. Разница между ними, пожалуй, только в происхождении и частично в применении.
Истоки слова москаль, вероятно, следует искать где-то в тюркских языках. Невооружённым глазом видно, что слово происходит от названия столицы Московского государства – Москвы. В средневековой Европе помимо слов russi, rutheni, то есть «русские», также использовали слово moscovitae, то есть «московиты». Это название не было руга-тельным, оно было обычным этнонимом, обозначавшим русских. В Османской империи также возник этноним mosqovlu.
Предположительно, именно это слово перешло в польский язык в XVI веке, а веке в XVII активно использовалось на территории современной Западной Украины и Белоруссии. В украинской литературе XIX века под словом москаль понимали имперского чиновника или солдата. Москалю приписывали все низкие качества: склонность к обману, воровству, предательству. Тарас Шевченко стал применять слово москаль в отношении всех русских: «Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями, бо москалі – чужі люде (люди зліє), роблять лихо з вами. Москаль любить жартуючи, жартуючи кине; піде в свою Московщину, а дівчина гине». Или вот ещё: «Дніпро, брат мій, висихає, мене покидає, і могили мої милі москаль розриває… Нехай риє, розкопує, не своє шукає, а тим часом перевертні нехай підростають та поможуть москалеві господарювати та з матері полатану сорочку знімати…». Во время так называемого «второго майдана» можно было услышать ещё более радикальные и выкрики: «Москалів на ножі!» или «Хто не скаче, той москаль».
Слово кацап особо полюбилось украинцам из-за сравнения русского с козлом. Сло-во цап в украинском означает «козёл», поэтому кацап в народной этимологии воспринимается в значении «как козёл» (хотя правильно было бы як цап). Такое сравнение появилось из-за любви русских к ношению бороды. Этимологический словарь украинского языка говорит, что «слово образовано от цап с помощью специфического компонента ка-, как шутливое обозначение людей, носящих длинные бороды; недостаточно обоснован вывод от тур., крым.-тат. kassap «мясник», имеющего арабское происхождение». Теория тюркского происхождения принадлежит Дмитрию Яворницкому, который в документах XVIII века обнаружил, что слово кацап писалось как касап.
Есть некоторые упоминания о кацапах в украинской литературе, а также в фольклоре и частной переписке, причём с каждым годом число таких упоминаний только росло. Существует и поныне поговорка «бог сотворив цапа, а чорт кацапа». Известно, что и Гоголь использовал это слово в своих произведениях, говоря, в частности, о том, что «проклятые кацапы едят щи даже с тараканами» («Иван Федорович Шпонька и его тётушка»).
В общем, много интересного раскрывает нам великая этимология. Можно обнаружить ещё такую закономерность: употребление слов кацап и москаль всегда учащается на фоне российско-украинских конфликтов, тогда как в отсутствие таковых оно наоборот падает.